Лаки в полиграфии: разновидности и особенности технологии

06.12.2022 в 09:44

Лакирование является одним из наиболее популярных вариантов постпечатной обработки полиграфической продукции, который заключается в нанесении одного или нескольких слоев лака на готовые изделия. Лакирование бывает сплошным или выборочным, матовым либо глянцевым, текстурным, что позволяет создавать всевозможные интересные эффекты, улучшать декоративные качества готовых печатных материалов.

Лакирование позволяет обеспечить следующие преимущества:

  • повышение эстетичного вида печатных изделий, соответственно, улучшение зрительного восприятия;
  • повышение контрастности и цветовой насыщенности изображений;
  • возможность создавать необычные визуальные либо тактильные дизайнерские эффекты;
  • лаковый слой выступает в качестве надежного защитного покрытия от влаги, загрязнений, препятствует истиранию краски, тем самым увеличивает долговечность печатных изделий.

Такой вариант обработки часто используется для изготовления наглядных пособий, открыток, визиток, сертификатов, игральных карт, упаковок, обложек и прочей разнообразной рекламной продукции.

Лаки в полиграфии: основные виды

В продаже существуют разные виды лаков, и они классифицируются по следующим основным параметрам:

  • ингредиенты основы;
  • способ нанесения;
  • оптические показатели (глянцевые либо матовые);
  • способ отвердевания;
  • функциональные возможности (это наличие специализированных свойств).

По составу основы различают масляные, ВД и УФ лаки. Каждый вид имеет свою сферу и достоинства применения.

Масляные лаки

Основой такой продукции является растительное и минеральное масло, а также смолы, за счет чего продукция имеет низкую стоимость и широкую сферу применения. Такой вариант лака весьма схож с обычной краской, поэтому и процесс изготовления полиграфической продукции с применением подобного варианта довольно простой. Но такое решение не подходит для декорирования упаковки пищевых продуктов, кроме того, покрытие со временем может приобрести желтый оттенок.

Но при этом масляные лаки имеет массу преимуществ в применении:

  • совместимость с различными типографскими красками;
  • хорошие адгезионные качества, за счет чего материал прекрасно ложится, создает идеальную ровную поверхность;
  • образование эластичного качественного слоя;
  • возможность применения того же оборудования, что и для печати масляными красками.

Главным недостатком такого состава является продолжительное время высыхания.

Это распространенный вариант, который широко используется при производстве разнообразной рекламной печатной продукции, упаковки и прочих изделий в разнообразных сферах деятельности человека. Кроме того, сложно представить изготовление ламината, мебельной кромки, этикеток без применения УФ-лака.

Лаки в полиграфии

ВД-лаки

Это водно-дисперсионные лаки, которые в своем составе имеют смолы, воск, всевозможные полимеры, связывающие компоненты. Такая продукция часто используется при изготовлении упаковки для пищевых продуктов, а также в парфюмерной, фармацевтической и в иных сферах промышленности.

Лак совершенно нетоксичен, соответствует высоким стандартам экологической безопасности, дает хороший и продолжительный глянцевый эффект.

Среди основных достоинств такого состава можно выделить:

  • высокий показатель устойчивости к физическому либо химическому влиянию, повышенной влажности, что позволит надолго сохранить печатную продукцию в отличном состоянии;
  • отсутствие какого-либо запаха;
  • экологичность;
  • простота нанесения.

Водно-дисперсионный лак незаменим для создания тары и упаковки для пищевых продуктов, ведь лаковое покрытие способно без проблем выдержать воздействие низкой температуры в морозильной камере (до -40°), не подвергается негативному воздействию конденсата, защищает поверхность от влияния жира, влаги, грязи. Кроме того, подобная продукция часто используется для создания различных декоративных эффектов, улучшение эстетичного внешнего вида печатной продукции.

УФ-лаки

Такой лак отличается тем, что практически мгновенно высыхает под воздействием ультрафиолетовых лучей, при этом имеют высокий уровень глянца, может иметь разнообразный состав для достижения оригинальных декоративных эффектов. Например, можно купить глиттерный лак с блестками или 3D-эффектом, а также различной фактуры, что позволит создать разнообразные переливы, интересные декоративные изделия.

К плюсам использования УФ-лаков можно отнести:

  • создание объемной структуры, что высоко ценится при производстве имиджевой печатной продукции, рекламных изделий, так как такая обработка позволяет быстро привлечь внимание;
  • возможность создавать действительно эксклюзивную продукцию;
  • хороший показатель глянца;
  • устойчивость к негативным внешним воздействиям (перепадам температуры, высокой влажности, истиранию и т. д.);
  • обширный диапазон применения.

Лаки наносятся с использованием всевозможных технологий и, соответственно, оборудования.

Рассмотрим самые распространенные варианты:

  1. Печатные секции офсетных машин. Процесс производится с помощью специальной печатной формы. Лак фиксируется сплошным или выборочным способом.
  2. На лакированных секциях или с помощью специализированного оборудования. В этом случае не предусмотрено применение печатной формы, лакирование осуществляется за счет использования специального полотна либо флексоформы.
  3. На трафаретных станках. В данном случае продавливание состава осуществляется через сетку с мелкой ячейкой.

Кроме того, от поставленной задачи и необходимости добиться определенного эффекта, можно использовать и комбинированный способ.

Лакирование — востребованный вариант обработки готовой печатной продукции, который существенно повышает срок ее применения, делает более презентабельной.

⚠ Внимание! ️Срок лицензии плагина WT Geotargeting Pro подошел к концу. Продлить лицензию можно на официальном сайте плагина.